Единство на крови: что не так с праздником 17 сентября? Корреспондент «Белсата» Саша Гомон рассказывает, почему праздновать 17 сентября на государственном уровне довольно
В Беларуси в очередной раз отмечается 17 сентября – так называемый День народного единства. Его назначили на дату, когда Западную Беларусь присоединили к СССР в 1939 году: СССР разорвал договор о ненападении с Польшей и ввел в эту страну свои войска, в то время, как Польша защищалась от нападения Гитлера.
Сегодня под тему «единства» беларусские власти снимают фильм о межвоенном времени «Мы – едины», в беларусских кинотеатрах устраивают показы фильма 1958 года под названием «Красные листья» о Сергее Притыцком, а беларусские школьники написали республиканский диктант с цитатами Лукашенко. Все это– попытки отыскать хоть какую-то идентичность и смысл для событий 17 сентября, особенно на фоне текущей антипольской кампании.
Что произошло осенью 1939 г. в Беларуси?
По факту, вхождение Западной Беларуси в состав БССР был результатом сговора двух тоталитарных режимов, Германии и СССР, в соответствии с пактом Молотова – Риббентропа. Германия начала 1 сентября 1939 г. Вторую мировую войну, а СССР использовала благоприятную ситуацию, чтобы присоединить к себе утраченные ранее территории бывшей Российской империи.
«Дружба народов Германии и Советского Союза, которая была закреплена кровью, имеет все причины быть долгим и прочным», – напишет позже в письме к нацистскому руководству Сталин. Это письмо было официально напечатано в советской прессе.
В результате искусственно разобщенные в начале 1920-х гг. беларусские этнические территории объединились в составе одного государства. Действительно, это важное событие для национальной истории. Однако с другой стороны, сразу после этого сталинская диктатура распространилась и на Западную Беларусь, репрессии охватили значительную часть местного населения. Массовый террор, групповые депортации только за то, что люди жили на пограничной территории, заключения, расстрелы, колхозы в форме нового крепостничества, дефицит еды, одежды, грабеж собственности…
С первого же дня коммунисты начали арестовывать и убивать всех неугодных – политических и общественных деятелей, католических и православных священников, бывших чиновников и офицеров, да и просто попавшихся под руку. В феврале 1940 года начался массовый вывоз беларусского населения в Сибирь. В апреле 1940 года в Западной Беларуси было репрессировано 26 777 человек, в июне 1940 – 22 897, в мае-июне 1941 года – 24 412. Тысячи людей попали в сталинские тюрьмы и ГУЛАГ, принудительно отправлялись на различные предприятия и шахты в других регионах СССР.
Историки резонно отмечают: 17 сентября – действительно памятная дата, но праздновать ее как День единства – довольно цинично.
Беларусь как многократно ухудшенная копия межвоенной Польши
Межвоенная Польша не была идеальным государством. К сентябрю 1939 года в ней были закрыты все беларусские школы, а ответственные чиновники заявляли, что через 10-15 лет в Польше беларусов не останется вообще. Многие беларусы сидели в тюрьмах, и то были не только активисты КПЗБ, но и активисты демократических беларусских организаций, например, ТБШ – Общества (Таварыства — бел.)беларусской школы.
Сегодня беларусский режим пытается использовать этих людей в своих пропагандистских антипольских целях, но если присмотреться, мы увидим, что современная Беларусь – это многократно ухудшенная копия той межвоенной Польши. Например, в Беларуси уничтожены все общественные организации. ТБШ было закрыто в 2021, когда организации исполнилось 100 лет. Вместо того, чтобы отпраздновать юбилей самой старой организации, которая боролась за беларусскую школу, ее закрыли. Беларусских школ в стране почти нет, а большинство беларусских патриотов сидели в тюрьмах как раз за беларусскую культуру и язык.
Мера демократичности страны измеряется наличием и количеством политзаключенных. Ни в довоенной Польше, ни у нас сейчас их не считали политзаключенными, а называли «экстремистами» и «террористами». По сути, люди, в честь кого названы сейчас беларусские улицы – Тавлай, Пестрак, Дворников– сидели в тюрьмах за то же, за что сидят и борются люди сейчас, за Беларусь.
17 сентября в советское время и сейчас
Осенью 1939-го, после успешного «освободительного похода», 17 сентября предстояло стать главным идеологическим праздником БССР. Точнее, он бы дополнил прежний главный праздник – 11 июля, день, когда в 1920-м году большевики выгнали поляков из Минска. Вся довоенная мифология Советской Беларуси вращалась вокруг той даты, а в 1939-м канон «освобождения Беларуси» напрямую был бы завершен.
Архетипический враг – поляки. Точнее – «белополяки». Это коллективное название активно использовалось с 1920 года и дожило до 1939-го почти без изменений. «Белополяки» – это весь спектр правящей элиты панской Польши: военные, полиция, колонисты, ксендзы, чиновники. Все, кто не крестьяне и не рабочие, без мозолей на руках.
17 сентября постепенно эволюционировала в праздник районного масштаба: проводились локальные митинги, организовывались места памяти, куда пионеры несли цветы, проводились сборы воспоминаний о тех временах по деревням.
Так, в литературе после хрущевской оттепели появился целый пласт текстов (стихов, воспоминаний, документальных повестей) о событиях, предшествовавших сентябрю 1939-го. Но это были или сильно отцензурированные произведения (например, «Листки календаря» Максима Танка), или эпос, который плавно перетекал в события Великой Отечественной войны («Данута» Алексея Карпюка). Среди необъятного моря произведений, написанных по мотивам войны, события 1939-го были просто незамеченной каплей.
Ближе конца 1980-х 17 сентября как дата, которая что-то значила, просто выдохлась, чтобы пролежать в ящике… до 2021-го. Интересно, что каждый раз, когда о 17 сентября вспоминали, в этот день вкладывался новый смысл: от расширения советского государства на запад до воссоединения беларусского народа как такового. Как долго проживет дата в очередной инкарнации – покажет время.